Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

суббота, 28 ноября 2020 г.

Методическая разработка "Путешествие в музей природы"

 

 ЦЕЛЬ: Систематизировать представления о многообразии живого мира, взаимосвязи  живой и не живой природы.

Задачи:

·        закреплять понятия "живая" и "неживая" природа;

·        уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле;

·        развивать умение анализировать и делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

     воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь и сохранять красоту природы.

 

 

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска; компьютер;презентация к занятию.

Звукозапись –пение птиц. Набор  картинок  «Живая и неживая природа». Смайлики.

 

Предварительная работа:

НОД по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи,

наблюдения на прогулке;

чтение произведений о живой и неживой природе.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель

Дети

Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки

«Собрались, дети, в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Собирайтесь, детвора, путешествовать пора!»

А для того, куда мы сегодня отправимся,  отгадайте загадку

«Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Горы, воздух и  листва,

Гром, туманы  и роса.

Человек и время года

Это все зовут –(ПРИРОДА)

 

-Правильно, мы с вами  отправляемся в музей природы.

-А вы знаете, что такое музей? Для чего туда ходят?

 

 

 

 

-Но перед тем, как мы будем знакомиться с экспонатами музея, необходимо выполнить задание

(на столе разложены картинки смешанные – живая и неживая природа)

(Детям предлагается  разделить их на две группы, проанализировать, почему так разделили….

или у каждого на стульчике картинка, её нужно разместить в одну из групп)

 

-Молодцы, а теперь в путь.

А музей нас ждет непростой, а виртуальный. Весь мир природы мы рассмотрим на волшебном экране.

 

 

-Ребята, присаживайтесь поудобнее, начинаем путешествие по залам музея.

(на экране слайд с предметами неживой природы)

-Перед вами  представлены экспонаты объектов, перечислите их.

 

 

 

-Как двумя  словами  эти объекты можно назвать?

-А почему она называется  неживой?

 

 

 

-Значит мы с вами побывали в каком зале?

 

 

 

 (открывается слайд с картинками леса  и в нем звери , птицы).

-Мы с вами зашли в другой зал.

-Что и кого мы видим?

-А это объекты какой природы?

 

-Почему вы считаете , что это объекты живой природы?

 

 

-Верно, живой мир природы очень многообразен и разнообразен и мы с вами  рассмотрим каждый вид живого мира.

-А что  можно встретить в мире живой растительной природы?

 

 

(показ слайда "Этажи теса")

 

- Давайте представим мир растительной природы в виде «многоэтажного дома»

 -На первом этаже разместились …. -  растения.

-На втором кустарники.

На третьем Деревья.

- А какие бывают деревья ?

 

-Назовите хвойные.

 

-Назовите лиственные деревья.

 

 

(показ слайда дерево, кустарник, трава)

 

-Чем отличаются деревья от кустарников?

 

 

 

 

-А чем отличается куст от травянистого растения?

(если дети затрудняются ответить , объясняет воспитатель.)

 

 

-Без чего не могут существовать растения?

 

 

 

 

-Значит можно сказать, что растительный мир связан с неживой природой?

 

-А сейчас я приглашаю вас подняться этажом выше и посмотреть, следующие экспонаты…

физминутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд леса и животного мира)

-Мы с  вами находимся в зале животного мира. - Как вы думаете, смогли бы звери прожить без растений и неживой природы?

 

 

-Правильно. Почему?

Лес-это среда обитания, дом, где есть и кров и пропитание.

 

 

(на слайде звери леса)

-Давайте разделим зверей на 3 группы.

Травоядные(белка , мышь,  заяц, лось) .

Хищники (Волк, лиса, куница).

 Всеядные  (Еж, медведь).

 

-Молодцы!

 

(Слайд с картинкой леса .Звучит пение птиц)

-Что это звучит?

-Мы с вами находимся в зале в гостях у пернатых.

А почему их так называют, чем они отличаются от других животных?

-Молодцы, мир птиц также разнообразен и в зависимости их среды обитания у них разное питание. Давайте рассмотрим их.

 

 

(Слайд с птицами; воспитатель сам распределяет их на группы)

Насекомоядных(синица, воробей, трясогуска, кукушка, соловей, дятел)

Хищников- к мышке, (это сова, филин, ястреб).

Плодоядных к ягодке рябины, шишке, это-( снегирь, свиристель, клест).

-Какую пользу приносят птицы?

 

 

 

-Их можно назвать санитарами леса.

 

 

-Чтоб попасть в следующий зал музея  - отгадайте загадку!

 

 

 

 

 

«Кузнечик, бабочка, пчела

И муравей, и стрекоза

Мы даже муху позовем

Но как их всех мы назовем?

 

 

(слайд луга населенный насекомыми)

 

-Как вы думаете , как называется дом у насекомых?

-Почему они здесь поселились?

 

 

 

 

 

 

(ответ подкрепляется картинками на слайде)

 

-Что общего у насекомых ?

 

 

 

 

-А какие насекомые приносят пользу?

 

(если дети затрудняются ответить  воспитатель рассказывает)

 

 

 

-А можно связать как то одной ниточкой  птиц и насекомых?

 

 

-Уважаемые посетители музея, теперь нам надо спуститься на 1 этаж, чтоб попасть в следующий зал музея.

 

Физминутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд -экосистема водоема)

- Как называется зал в котором мы находимся?

-Каких живых организмов  вы видите на водоеме?

 

 

 

 

-Давайте поговорим о каждом . Например , чем питается лягушка.

-Правильно,  комары живут около водоема , потому,что их личинки размножаются в воде.

 

(слайд с рыбами)

-Рыбы водоема бывают

 Травоядные –это карась и линь, они питаются водорослями.

 Хищные -это кто?

-Да,  окунь,  щука ,

-А чем питается рак? Как вы думаете? Он всеядный,а еще он питается мертвыми останками рыб,растений.он санитар водоема.

 

 

-Ребята , скажите , может ли живой мир природы жить без неживой? Почему?

 

 

 

-Значит растения, животные, птицы, насекомые, связаны друг с другом .

Посмотрите – перед вами  цепочка взаимосвязи друг с другом.

(показать готовую цепь)

 

-А теперь я предлагаю вам самим выполнить задание .- Вставить в пищевую цепь пропущенный объект.

 

 

-Дети, где мы сегодня были?

-В каких залах побывали?

-Лес, луг, водоем можно назвать экосистемой, т.е домом  в котором живут живые организмы.

- Как нужно относиться к природе?

(беречь и сохранять красоту природы)

- Почему?

-Что запомнилось?

- Что нового вы узнали?

-Что было интересным?

-На столе лежат смайлики , выберите тот, какое настроение у вас стало после посещения музея природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Природа

 

 

 

 

-Туда ходят для того ,чтобы познакомится с чем то новым и узнать ,что-то интересное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Живая и Неживая природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-песок, камни, вода, земля, небо, облака, снег.

- неживая природа.

 

-эти объекты не растут не питаются, не размножаются. 

-неживой природы.

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

(перечисляют)

 

-Это объекты живой природы.

-Они питаются, растут , размножаются.

 

 

 

 

 

 

-Деревья, кусты, цветы, мхи, траву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Лиственные , хвойные.

-Хвойные- елка, сосна.)

 -Лиственные- береза, липа, клен, рябина.

 

 

 

 

 

-У дерева ствол толстый, а у кустарника много стеблей покрытых корой.

-у куста стебли покрыты корой, а у травянистого растения нет коры и тонкий стебель.

 

-Растения не могут существовать без света, тепла, которое дает солнце, воздуха , воды и почвы.

 

-Да.

 

 

 

 

 

 

 

«Мы колени поднимаем-шаг на месте выполняем

Выше ноги ! Стой –раз, два

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем

Руки перед грудью ставим-и рывок мы выполняем

От души мы потянулись и на второй этаж поднялись».

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дети называют)

 

 

 

 

 

-пение птиц.

 

 

-наличием перьев, крыльев, клюва, двух лапок.

 

 

 

 

 

 

(дети помогают)

 

 

 

 

 

 

 

-Поедают вредных насекомых, грызунов.

 

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Насекомые.

 

 

 

 

 

 

-Луг.

-Много растений , цветов  это для них пища, они пьют сок из цветов и пьют росу.

 

 

 

 

 

 

-Они маленькие, имеют 6 лапок, у многих есть крылышки.

 

 

-Бабочки , пчелы, шмели опыляют растения, пчелы делают мед, божьи корочки поедают тлю.

 

 

-Насекомые являются пищей для птиц.

 

 

 

 

 

 

«Мы колени поднимаем-шаг на месте выполняем

Выше ноги ! Стой –раз, два

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем

Руки перед грудью ставим-и рывок мы выполняем

От души мы потянулись и напервый этаж вернулись.

 

 

 

 

-водоем.

 

-Рыб, лягушек, рака, улиток, сома, водоросли и др.

 

 

-Комарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Щука.

 

(предположения детей)

 

 

 

 

 

 

-Не может, живым нужен воздух , вода ,тепло, свет, почва.

 

 

 

 

 

 

 

 

(дети выполняют задание)

 

-В музее природы.

-Леса, луга, водоема.

 

 

 

 

 

-ответы детей

Комментариев нет:

Отправить комментарий