ЦЕЛЬ: Систематизировать представления о многообразии живого мира, взаимосвязи живой и не живой природы.
Задачи:
· закреплять понятия "живая" и "неживая" природа;
· уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле;
· развивать умение анализировать и делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитывать гуманное отношение к
природе, желание беречь и сохранять красоту природы.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска; компьютер;презентация к занятию.
Звукозапись –пение птиц. Набор картинок «Живая и неживая природа». Смайлики.
Предварительная работа:
НОД по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи,
наблюдения на прогулке;
чтение произведений о живой и неживой природе.
Ход занятия:
Воспитатель |
Дети |
Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки «Собрались, дети, в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Собирайтесь, детвора, путешествовать пора!» А для того, куда мы сегодня отправимся, отгадайте загадку «Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса, Горы, воздух и листва, Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все зовут –(ПРИРОДА)
-Правильно, мы с вами отправляемся в музей природы. -А вы знаете, что такое музей? Для чего туда ходят?
-Но перед тем, как мы будем знакомиться с экспонатами музея, необходимо выполнить задание (на столе разложены картинки смешанные – живая и неживая природа) (Детям предлагается разделить их на две группы, проанализировать, почему так разделили…. или у каждого на стульчике картинка, её нужно разместить в одну из групп)
-Молодцы, а теперь в путь. А музей нас ждет непростой, а виртуальный. Весь мир природы мы рассмотрим на волшебном экране.
-Ребята, присаживайтесь поудобнее, начинаем путешествие по залам музея. (на экране слайд с предметами неживой природы) -Перед вами представлены экспонаты объектов, перечислите их.
-Как двумя словами эти объекты можно назвать? -А почему она называется неживой?
-Значит мы с вами побывали в каком зале?
(открывается слайд с картинками леса и в нем звери , птицы). -Мы с вами зашли в другой зал. -Что и кого мы видим? -А это объекты какой природы?
-Почему вы считаете , что это объекты живой природы?
-Верно, живой мир природы очень многообразен и разнообразен и мы с вами рассмотрим каждый вид живого мира. -А что можно встретить в мире живой растительной природы?
(показ слайда "Этажи теса")
- Давайте представим мир растительной природы в виде «многоэтажного дома» -На первом этаже разместились …. - растения. -На втором кустарники. На третьем Деревья. - А какие бывают деревья ?
-Назовите хвойные.
-Назовите лиственные деревья.
(показ слайда дерево, кустарник, трава)
-Чем отличаются деревья от кустарников?
-А чем отличается куст от травянистого растения? (если дети затрудняются ответить , объясняет воспитатель.)
-Без чего не могут существовать растения?
-Значит можно сказать, что растительный мир связан с неживой природой?
-А сейчас я приглашаю вас подняться этажом выше и посмотреть, следующие экспонаты… физминутка:
(слайд леса и животного мира) -Мы с вами находимся в зале животного мира. - Как вы думаете, смогли бы звери прожить без растений и неживой природы?
-Правильно. Почему? Лес-это среда обитания, дом, где есть и кров и пропитание.
(на слайде звери леса) -Давайте разделим зверей на 3 группы. Травоядные(белка , мышь, заяц, лось) . Хищники (Волк, лиса, куница). Всеядные (Еж, медведь).
-Молодцы!
(Слайд с картинкой леса .Звучит пение птиц) -Что это звучит? -Мы с вами находимся в зале в гостях у пернатых. А почему их так называют, чем они отличаются от других животных? -Молодцы, мир птиц также разнообразен и в зависимости их среды обитания у них разное питание. Давайте рассмотрим их.
(Слайд с птицами; воспитатель сам распределяет их на группы) Насекомоядных(синица, воробей, трясогуска, кукушка, соловей, дятел) Хищников- к мышке, (это сова, филин, ястреб). Плодоядных к ягодке рябины, шишке, это-( снегирь, свиристель, клест). -Какую пользу приносят птицы?
-Их можно назвать санитарами леса.
-Чтоб попасть в следующий зал музея - отгадайте загадку!
«Кузнечик, бабочка, пчела И муравей, и стрекоза Мы даже муху позовем Но как их всех мы назовем?
(слайд луга населенный насекомыми)
-Как вы думаете , как называется дом у насекомых? -Почему они здесь поселились?
(ответ подкрепляется картинками на слайде)
-Что общего у насекомых ?
-А какие насекомые приносят пользу?
(если дети затрудняются ответить воспитатель рассказывает)
-А можно связать как то одной ниточкой птиц и насекомых?
-Уважаемые посетители музея, теперь нам надо спуститься на 1 этаж, чтоб попасть в следующий зал музея.
Физминутка:
(слайд -экосистема водоема) - Как называется зал в котором мы находимся? -Каких живых организмов вы видите на водоеме?
-Давайте поговорим о каждом . Например , чем питается лягушка. -Правильно, комары живут около водоема , потому,что их личинки размножаются в воде.
(слайд с рыбами) -Рыбы водоема бывают Травоядные –это карась и линь, они питаются водорослями. Хищные -это кто? -Да, окунь, щука , -А чем питается рак? Как вы думаете? Он всеядный,а еще он питается мертвыми останками рыб,растений.он санитар водоема.
-Ребята , скажите , может ли живой мир природы жить без неживой? Почему?
-Значит растения, животные, птицы, насекомые, связаны друг с другом . Посмотрите – перед вами цепочка взаимосвязи друг с другом. (показать готовую цепь)
-А теперь я предлагаю вам самим выполнить задание .- Вставить в пищевую цепь пропущенный объект.
-Дети, где мы сегодня были? -В каких залах побывали? -Лес, луг, водоем можно назвать экосистемой, т.е домом в котором живут живые организмы. - Как нужно относиться к природе? (беречь и сохранять красоту природы) - Почему? -Что запомнилось? - Что нового вы узнали? -Что было интересным? -На столе лежат смайлики , выберите тот, какое настроение у вас стало после посещения музея природы. |
-Природа
-Туда ходят для того ,чтобы познакомится с чем то новым и узнать ,что-то интересное.
-Живая и Неживая природа.
-песок, камни, вода, земля, небо, облака, снег. - неживая природа.
-эти объекты не растут не питаются, не размножаются. -неживой природы. (ответы детей)
(перечисляют)
-Это объекты живой природы. -Они питаются, растут , размножаются.
-Деревья, кусты, цветы, мхи, траву.
-Лиственные , хвойные. -Хвойные- елка, сосна.) -Лиственные- береза, липа, клен, рябина.
-У дерева ствол толстый, а у кустарника много стеблей покрытых корой. -у куста стебли покрыты корой, а у травянистого растения нет коры и тонкий стебель.
-Растения не могут существовать без света, тепла, которое дает солнце, воздуха , воды и почвы.
-Да.
«Мы колени поднимаем-шаг на месте выполняем Выше ноги ! Стой –раз, два Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем Руки перед грудью ставим-и рывок мы выполняем От души мы потянулись и на второй этаж поднялись».
-Нет
(ответы детей)
(дети называют)
-пение птиц.
-наличием перьев, крыльев, клюва, двух лапок.
(дети помогают)
-Поедают вредных насекомых, грызунов.
-Да
-Насекомые.
-Луг. -Много растений , цветов это для них пища, они пьют сок из цветов и пьют росу.
-Они маленькие, имеют 6 лапок, у многих есть крылышки.
-Бабочки , пчелы, шмели опыляют растения, пчелы делают мед, божьи корочки поедают тлю.
-Насекомые являются пищей для птиц.
«Мы колени поднимаем-шаг на месте выполняем Выше ноги ! Стой –раз, два Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем Руки перед грудью ставим-и рывок мы выполняем От души мы потянулись и напервый этаж вернулись.
-водоем.
-Рыб, лягушек, рака, улиток, сома, водоросли и др.
-Комарами.
-Щука.
(предположения детей)
-Не может, живым нужен воздух , вода ,тепло, свет, почва.
(дети выполняют задание)
-В музее природы. -Леса, луга, водоема.
-ответы детей |
Комментариев нет:
Отправить комментарий