Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

четверг, 20 января 2022 г.

Трудовая деятельность дошкольников (сообщение)

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; 

оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский


    Рост физических возможностей, стремление к самостоятельности позволяет детям среднего дошкольного возраста сделать важные шаги для вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. Для детей этого возраста вполне возможно включить в несложный бытовой труд семьи и детского сада: сервировка стола, мытье игрушек, вытирание пыли стирка кукольной одежды и детский вещей небольшого размера и пр. 

 
    Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление: ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.


    Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
  В этом возрасте труд ребенка-дошкольника специфичен:
1.В силу своих специфических возможностей дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей.
2.Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой.
3.В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения.
4.Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.
5. Несмотря на наличие в детском труде всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития.

К пяти годам жизни, в отличие от младших дошкольников, дети действуют целенаправленно. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности.

Для вхождения ребенка в реальные трудовые связи важна позиция субъекта детского труда, поэтому перед педагогом стоит задача научить детей выполнять трудовые процессы целостно, от постановки цели до получения результата труда.  
Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений , коллективного труда имеет важное  значение в становлении у ребенка образа себя как значимого субъекта в системе  межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, расширяет возможности для развития умений делового сотрудничества, воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и  др. личностных качеств.
 Наиболее  эффективна для вхождения ребенка  в реальные трудовые связи технология взаимосвязи средств  трудового воспитания: формирование системных знаний о труде взрослых, обучение целостным трудовым процессам, детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи. Каждое из этих средств играет свою роль в освоении ребенком позиции субъекта.
Этапы формирования позиции субъекта трудовой деятельности описаны М.В. Крулехт в «Педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности»
Данная система работы позволяет в разных направлениях образовательного процесса решать задачи формирования у детей позиции субъекта трудовой деятельности и переносить полученные навыки в другие виды детской деятельности.
Социализация ребенка-дошкольника неразрывно связана с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых, важнейшее место в котором занимает труд.
Закономерности становления трудовой деятельности своеобразно проявляются на разных возрастных этапах и даже в пределах одного возраста, что дает основание условно выделить специфические компоненты трудовой деятельности. Проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М.В. Крулехт.

Суть педагогической технологии, разработанной М. В. Крулехт, лежит во вхождении ребенка в реальные трудовые связи: формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.

Данная технология выстраивается как поэтапная (пошаговая). Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни ДОО и семьи.
Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру (приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых).
Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда (формирование системы обще трудовых и специальных умений в процессе обучения целостным трудовым процессам).
Третий шаг связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи (приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности).

   Основная цель трудового воспитания - воспитание у ребенка ценностного отношения к труду.
Ведущими принципами достижения цели выступают:
1.Принцип гуманности, что находит свое отражение в личностном подходе к ребенку.
2.Принцип ненасилия подразумевает: добровольность участия детей в труде, эмоциональную насыщенность детского труда.
3.Принцип целостности предполагает: необходимость рассматривать педагогами личность дошкольника как целостный феномен, учет многоплановости характера трудовой деятельности дошкольника.
4.Принцип субъективности. Реализация данного принципа предполагает осуществлять субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду.

Ценностные ориентиры - учить детей выполнять трудовые процессы целостно, от получения цели до результата труда; помочь освоить рациональные способы осуществления трудовых действий, учиться самим контролировать качество промежуточных и итоговых результатов труда.

Формы образовательных ситуаций:
• наблюдения за трудом взрослых (прачка);
•образовательные ситуации по трудовому воспитанию;
•игровые проблемные ситуации;
• рассматривание фотографий, где представлены основные этапы трудового процесса;
•дидактические игры;
•игра - труд.
Приоритетные формы организации детской самостоятельной трудовой деятельности: обязанности, длительные трудовые поручения, коллективный труд детей.
Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности:
•Схемы с изображением последовательности действий дежурных;
•Побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении обязанностей дежурных;
•Привлечение детей к оценке дежурных;
•Похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.

Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.
В современной теории приобщения дошкольников к труду, основаниями для классификации форм организации детского труда выступают:
•сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);
•количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);
• характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);
•позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);
•наличие творческого начала в трудовой деятельности (репродуктивный, творческий).
Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления дошкольника как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению дошкольника к труду.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:
• самообслуживание;
• хозяйственно-бытовой труд;
•руд в природе;
• ручной труд.
Самообслуживание - это деятельность ребенка, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для повседневных личных потребностей.
Методические приемы формирования самообслуживания:
1Показ выполнения последовательности каждого элементарного действия.
2Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3.Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей. Общее напоминание последовательности действий.
4.Объективная оценка результатов трудовой деятельности.

Методические приемы формирования навыков хозяйственно-бытового труда:
1.Показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослых.
2.Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3.Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.
4.Объективная оценка результатов трудовой деятельности.
5.Привлечение детей для помощи другому.
Методические приемы формирования навыков труда в природе:
1.Показ и объяснение всего процесса по уходу за объектами целиком, а затем поэтапный показ трудового процесса.
2.Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3.Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей.
4.Использование художественной литературы для привлечения интереса детей к объекту труда.
5.Контроль качества выполняемой работы.

Методические приемы формирования навыков ручного труда:
1.Заинтересованное участие взрослого в изготовлении поделок детьми.
2.Постановка проблемных задач: как можно сделать такую игрушку? С чего начать? Какие нам потребуются материалы?
3.Использование пооперационных схем изготовления поделок и игрушек.
4.Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.
5.Опережающая похвала («У тебя все получится!»), объективная оценка результатов трудовой деятельности.
6.Привлечение детей для помощи другому.

Решая первую из поставленных задач при организации общего труда воспитатель ставит  общую цель деятельности, определяет объем работы для каждого ребенка, разъясняет , почему необходимо распределение работы.

         Для данной формы организации коллективного труда характерна общая цель и объединение  результатов труда каждого участника деятельности в общий результат. Сам же процесс труда является индивидуальным. Например :уборка  листьев на участке. Это общая цель труда . В итоге деятельности получен общий результат. Участок стал чистым. Или  нужно протереть стульчики в группе. Каждый моет по 3-4 стульчика . В итоге все стульчики  в группе стали чистыми. Для освоения всех посильных детям среднего дошкольного возраста процессов хозяйственно-бытового труда их необходимо научить всего четырем основным (базовым) процессам .Это сервировка стола к обеду мытье игрушечной посуды обтирание стульев от пыли и стирка салфеток. Сходные по содержанию и структуре процессы дети легко осваивают в повседневной жизни.
Стремясь научить детей сервировать стол, мыть посуду или стирать , дети встают в  активную обучающую  позицию. Веселая игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность  детского труда.
   
Учитывая особенности наглядно – умственного  мышления дошкольников, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающего основные этапы данного трудового процесса. Наличие игрового персонажа позволяет осуществить  обучение  в игровой форме. (Например, на занятии по обучению стирке воспитатель предлагает детям по фотографиям показать игрушечному Мишке последовательность стирки, т.е в определенном порядке разложить  их. На первой фотографии девочка наливает воду в таз, на второй –замачивает белье, на третьей – намыливает белье мылом, на четвертой- отстирывает загрязненные места на ткани,  на пятой -сливает грязную воду, на шестой -полощет в чистой воде,, на седьмой –выжимает, на восьмой- вешает выстиранное белье на веревочку)
 Последующее развитие игровой ситуации связано с обучением игрового персонажа подготовке к работе и организации рабочего места. Затем дети получают задание отобрать оборудование  и расположить его так, чтобы с ним было удобно работать.
В игровых уголках по мере освоения детьми базовых процессов  хозяйственно-  бытового труда рекомендуется создавать условия для организации детских игр по методу «игра – труд». Для этого воспитатель создает в игровых уголках, ситуации побуждающие детей к выполнению трудового процесса в реальном плане. Например , придя утром в группу дети обнаруживают , что у их кукол грязная посуда, или , что куклы начали ,но не закончили уборку…Созданная таким образом педагогом  игровая среда дает детям возможность включать в игровой  сюжет выполнение   осваиваемых ими трудовых процессов(мытье игрушечной посуды, вытирание пыли и пр.).
Оценка итогового результата  труда, полученного воспитателем, дается с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывает весь трудовой процесс от  постановки цели и мотивации труда до получения результата.
 Занятия по трудовому обучению целесообразно проводить во вторую половину дня, в часы, в детском саду для повседневной  трудовой деятельности. Закрепление полученных знаний и умений осуществляется в игровых упражнениях, а затем в повседневном  труде детей.
 Во второй половине  года, когда детьми освоены несколько трудовых процессов, общий труд можно организовать  так, чтобы содержание заданий было разным. Например, группе детей поручается навести чистоту и порядок в групповой комнате: один получает задание обтереть стулья, другие – полки с игрушками, третьи – строительный материал. К концу учебного года в повседневном труде, без специального дополнительного обучения на занятиях, дети средней группы могут овладеть совместной формой организации коллективного труда, когда предмет переходит то одного участника трудового процесса к другому для выполнения с ним последующих трудовых действий. Например, один моет, другой споласкивает и вытирает подоконники. Воспитатель объясняет  детям, как они будут работать, и предлагает  подумать , как можно распределить трудовые  действия, кто какие действия будут выполнять.
Вместе с воспитателем дети уточняют, какое оборудование потребуется каждому участнику совместного труда, как организовать рабочее место, чтобы всем было удобно работать.
При оценке результатов совместного труда учитываются усилия каждого участника трудового процесса, и качество промежуточных результатов труда. Итак, руководя трудовыми поручениями, воспитатель опирается на имеющийся трудовой опыт, поэтому его роль сводится к коррекции детской деятельности, предупреждению ошибок.

Вводить дежурство по столовой целесообразно в первой половине учебного года, когда детьми уже освоены все виды сервировки стола. Проводя беседу, воспитатель разъясняет  обязанности дежурных, предлагает сделать «уголок  дежурных» , где будут вывешиваться их фотографии или картинки, чтобы все знали, кто сегодня главные помощники няни. Весьма эффективным приемом, помогающим дежурным самостоятельно выполнять свои обязанности, является укрепление на стене схема с изображением последовательности действий- своеобразный алгоритм сервировки стола. (фото схемы и  сервировки стола детьми)
Со второго полугодия учебного года в средней группе вводится дежурство по занятиям. Дети раскладывают на столы пособия и оборудования и убирают их после занятия.
Таким образом, руководство работой дежурных направленно на полное освоение детьми трудовых процессов, выполняемых ими, и развитие детской самостоятельности, дружеских взаимоотношений. Особое внимание уделяется формированию самоконтроля, поэтому взрослый должен не указывать  ребенку ошибку, а побуждать ее к поиску(« проверь всем ли детям будет удобно пить из чашек» и т.д.)  
Переделка  работы дежурных взрослыми  недопустима.  Взрослые  уважительно относятся к работе дежурных, их взаимодействия строятся на модели субъект- субъектного взаимодействия. Воспитатель систематически привлекает детей к оценке работы дежурных, акцентируя их умелость, действенную помощь взрослым, что позволяет детям осознать младшими , но партнерами взрослых по совместной деятельности. Это воспитывает правильное отношение к труду дежурных.
                                               
                                  Заключение
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость -необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект- субъектного взаимодействия с ребенком; поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий