Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности.
Возникшая
в годы перестройки идея воспитания гражданственности и патриотизма дошкольников
на основе их ознакомления с наиболее значимыми и доступными их восприятию
событиями исторического прошлого России, родного детям Калужского края не
потеряла своей актуальности и в настоящее время. Одна из авторов программы «Из
детства – в отрочество», по которой работает детский сад,
Т.Н.Доронова пишет: «Наша страна переживает социально-экономические
трудности, которые оказывают негативное влияние в первую очередь на самых
маленьких, идеологически незащищенных ее граждан – детей дошкольного возраста.
В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих
ребенка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер интересов,
симпатий и антипатий взрослых доходят до детского сознания и оставляют в них
след. Пройдет время, и ситуация в России, которая на своем историческом пути
переживала много невзгод, изменится. Но ребенок к тому времени уже вырастет
озлобленным, с чувством ущербности своего народа, что крайне опасно для его
будущего».
Поэтому
в настоящее время именно формирование духовной культуры личности, традиционно
являющееся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед
педагогами и родителями.
Разработанный в детском саду цикл занятий «От Руси – к России» позволяет
решать эту задачу более эффективно. Почему?
Русская
история полна замечательных примеров труда, любви к
Родине, самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство.
Рассказывать детям о славе и подвигах русского народа, о его
героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена
любви к родной земле, к Отечеству. При этом обязательным условием к рассказам
педагога является простота изложения, искренний и эмоциональный его характер,
яркая и образная речь взрослого. Детям рассказывают о том, что любили и во что
верили наши предки:
- ратных подвигах Великих русских
князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, защищавших Русь от
многочисленных и жестоких врагов;
- создании по всей Руси святых
монастырей и храмов;
- возникновении первых русских
городов;
- славной победе русского
народа в Отечественной войне 1812 года;
- трагических событиях Великой
Отечественной войны и Великом Дне Победы.
С
какими бы событиями Отечественной истории не знакомили педагоги детей, главное
– довести до детского сознания, что их участники – герои и защитники
народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности,
посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание
чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека.
Для
усиления впечатлений детей на занятиях нередко используются произведения
изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка. И далекое
прошлое оживает, становится ближе, понятнее, эмоционально значимее для детей.
Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, в
содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической
продуктивной деятельности, широко используются разнообразные
дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др.
Каждый
год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные
победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
В
конкурсе «Рисуют дети войну» принимают участие воспитанники старших дошкольных
групп. В рисунках они отражают свои впечатления от знакомства с событиями тех
далеких военных лет. И рисуют мальчики жестокие сражения, а девочки «выносят с
поля боя раненых бойцов»
Традиционным стало так же возложение цветов к памятнику защитникам Родины,
который расположен в самом тихом и зеленом парке нашего города. Здесь, под
гранитной плитой с именами героев, похоронены солдаты и офицеры, павшие в
кровопролитных боях с фашистскими захватчиками на подступах к Москве.
Одной из важнейших задач работы по развитию нравственно-патриотических чувств
детей является воспитание никогда уже не исчезающего чувства любви к родным
местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в
самое прочное и возвышенное чувство – любовь к Родине. История Земли Калужской
уникальна уже тем, что многие события, повлиявшие на судьбу России, происходили
здесь, на Калужской Земле. Участников этих событий, наших предков-калужан,
отличали преданность и верность Родине. Познакомить детей с ратными подвигами
героев, мирными трудами и заботами людей, живущих на этой Земле, пробудить в
сердцах детей чувства гордости и восхищения прошлым своего народа – основная
цель созданного в МДОУ историко-краеведческого цикла занятий «Пусть увидится вам
Россия».
С большим интересом и волнением
дети узнают о подвиге маленького деревянного лесного городка Козельска и о его
жителях, которые семь недель противостояли до зубов вооруженному
монголо-татарскому полчищу, не пропуская его к Москве.
Гордостью
переполняются детские сердца, когда они узнают, что именно засадный полк князя
Боровского, прозванного Хоробрым, решил исход Куликовской битвы.
А
разве может не вызвать восхищение тот факт, что именно Калужская
земля родила на свет великого главнокомандующего Г.К.Жукова, что именно Калуга
стала «колыбелью космонавтики», так как здесь жил и творил гениальный ученый
К.Э.Циолковский, что город, в котором они живут, стал первым наукоградом
России.
С
каким бы уголком Калужского края не знакомили педагоги детей – они обращают
внимание на красоту природы, неповторимый природный ландшафт.
Любовь к Родине.… Для маленького ребенка она
начинается с малого: с интереса и привязанности к своей семье, родному дому,
природе родного края. Вот почему так важно именно в дошкольном детстве заложить
в маленьком человеке основы бережного и созидательного отношения к родной
природе. А это значит – пробудить в ребенке способность замечать прекрасное и
даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями.
Образы природы, запечатленные в поэзии, музыке,
произведениях художественной литературы и изобразительного искусства, являясь
источниками прекрасных мыслей, чувств и настроений, помогают детям увидеть
красоту природы проникновенно и светло.
Интегрированные мероприятия, завершающие работу с
детьми в большом познавательно-эстетическом блоке, построены на синтезе искусств
и включают наиболее запомнившийся
и полюбившийся детям репертуар. Сочетание разных видов
детской деятельности:
- художественно-речевой;
- музыкальной;
- театрализованной
позволяют детям выразить свой интерес и восхищение
красотой природы родного края. Особое место в работе по
нравственно-патриотическому воспитанию детей в МДОУ занимает цикл занятий и
бесед по приобщению к отечественной духовной традиции. Их воспитательного
влияния на личность ребенка и формирование его мировоззрения невозможно
переоценить. На многих занятиях ставится задача – пробудить в ребенке
человечность, чуткость, милосердие, великодушие, ответственность,
обязательность и другие необходимые черты характера.
Вместе
с тем, содержание работы с детьми не сводится лишь к этической проблематике.
Детям помогают понять, во что верили и что любили наши предки. Рождественские и
Пасхальные вечера, которые проводятся в МДОУ, помогают ввести детей в
культурную традицию празднования христианских праздников. Построенные на
сочетании прекрасной музыки, высокой поэзии, театрализованных сцен, исполненных
при совместном участии детей и взрослых, они оставляют неизгладимое впечатление
в душе ребенка.
Успешной реализацией задач по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников во многом способствует
объединение творческих усилий всего педагогического коллектива МДОУ.
На общеразвивающих
занятиях разного вида:
- по познавательной деятельности;
- по изобразительной
деятельности;
- по приобщению к книжной
культуре;
- по музыкальному и
- социально-личностному развитию,
в совместной деятельности, на прогулках и
экскурсиях, в рамках клубного вечера педагоги ставят перед собой и решают
следующие задачи:
- помогать детям почувствовать
восхищение перед теми уникальными возможностями, которыми располагает природный
и животный мир России, своего родного края;
- воспитывать уважение к
искусству народа, показать красоту народного, декоративно-прикладного и
изобразительного искусства и развивать способность наслаждаться
многообразием и изяществом форм, красок архитектурных ансамблей;
- развивать познавательную
инициативу детей (любознательность, самостоятельную исследовательскую
деятельность), расширять кругозор детей, выводя их за пределы
непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и
временную перспективу; формировать элементарные исторические
представления;
- формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой и историей своей страны.