Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Досуг с ребенком на природе



«Я нашел себе любимое дело; искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой»
М. Пришвин
Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять своё свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Но может и стать бременем, если человек не знает, что делать со свободным временем, чем себя занять. В таком случае, например, подростки начинают не просто слоняются без дела, мешая окружающим, они, предпринимая попытки чем-то себя занять, нередко совершают дурные проступки просто так, от безделья. Анализ проступков позволяет сделать вывод, что одной из причин чаще всего выступает неумение человека интересно организовать свое свободное время. А это, как и многое другое в человеке, начинается с детства.

Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа с её удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка.
В.А. Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает её, проникает мыслью в причинно-следственные связи».
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Прогулки вместе с ребенком на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские взаимоотношения. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а так же развиваем его ум, тренируем память, внимание. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.
Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь увидеть самим и показывать ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода у природы, когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми.
Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относиться ко всем живым объектам.
Свой поход в природу желательно начать с приветствия. Поздоровайтесь с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе!» Да, мы пришли в гости, мы - гости твои, природа, поэтому и вести
должны себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение в природе - эталон поведения для ребенка.
Дети - неутомимые исследователи. Приехав с родителями на природу, ребенок видит перед собой новое и доселе ему неизвестное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребенка.
Поняв закономерность, дети сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослых. А как её оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками.
Многие дети любят рисовать с натуры. Поэтому хорошо бы, отправляясь на природу взять с собой карандаши и бумагу. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.
Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту подходящие стихотворные строки! А так же вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.
Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку!
Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.
А сколько замечательных песен о природе! И как хорошо вместе негромко их
спеть!
С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д.
Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения в природе с детства.
И невдомек иным взросльм, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж.
Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство - чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать её и заботиться о ней.
Природа Вас ждет, она Вам рада!

Комментариев нет:

Отправить комментарий