«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
В дошкольном детстве закладывается основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.
Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становится его представления.
По формированию у малышей экологических представлений я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, опыты.
Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому в образовательной деятельности стараюсь использовать наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.
Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. После чего дети руками повторяют те же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В работе с детьми следует большое значение придавать игровым технологиям.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Найди детёныша для мамы»;«Собери снеговика»; «Времена года»; «С какого дерева листик»
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми 2-3лет : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом я использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривали с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое; слушали шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения, их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали их различие: у герани стебель тонкий, а листья небольшие, нежные, светло - зеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый.
Для изучения цвета, формы и величины я использовала живые цветы на участке. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), я обращала внимание детей на их цвет (желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки и т.д.), на величину и форму листьев и стебля (у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие). Все это очень помогало в развитии у детей сенсорных представлений.
Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами: за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.
Особое место также уделяется играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь.
Многочисленны игры с песком: с помощью разных по объему песочных форм дети делали куличи от самого большого - до самого маленького, и от самого маленького до самого большого. В этих играх дети узнали о свойствах песка,( как цвет, сыпучесть, форма): влажный – лепится, сухой – рассыпается.
Со свойствами снега дети знакомятся во время игр в снежки. Предлагаю детям слепить снежки от самого большого до самого маленького; для катания на санках кукол расчищаем дорожки: короткие – длинные, широкие – узкие. При лепке снеговика: обращаю внимание детей на самый большой, поменьше и маленький снежный ком.
Проводя опыты с водой, дети наблюдают воду в различных агрегатных состояниях (в жидком, твердом, газообразном), могут определить, ее температуру, почувствовать, что лед – твердый, увидеть, как поднимается пар с кипящей воды.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, пробудить у детей, желание любить, беречь и охранять природу.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становится его представления.
По формированию у малышей экологических представлений я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, опыты.
Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому в образовательной деятельности стараюсь использовать наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.
Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. После чего дети руками повторяют те же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В работе с детьми следует большое значение придавать игровым технологиям.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Найди детёныша для мамы»;«Собери снеговика»; «Времена года»; «С какого дерева листик»
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми 2-3лет : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом я использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривали с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое; слушали шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения, их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали их различие: у герани стебель тонкий, а листья небольшие, нежные, светло - зеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый.
Для изучения цвета, формы и величины я использовала живые цветы на участке. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), я обращала внимание детей на их цвет (желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки и т.д.), на величину и форму листьев и стебля (у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие). Все это очень помогало в развитии у детей сенсорных представлений.
Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами: за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.
Особое место также уделяется играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь.
Многочисленны игры с песком: с помощью разных по объему песочных форм дети делали куличи от самого большого - до самого маленького, и от самого маленького до самого большого. В этих играх дети узнали о свойствах песка,( как цвет, сыпучесть, форма): влажный – лепится, сухой – рассыпается.
Со свойствами снега дети знакомятся во время игр в снежки. Предлагаю детям слепить снежки от самого большого до самого маленького; для катания на санках кукол расчищаем дорожки: короткие – длинные, широкие – узкие. При лепке снеговика: обращаю внимание детей на самый большой, поменьше и маленький снежный ком.
Проводя опыты с водой, дети наблюдают воду в различных агрегатных состояниях (в жидком, твердом, газообразном), могут определить, ее температуру, почувствовать, что лед – твердый, увидеть, как поднимается пар с кипящей воды.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, пробудить у детей, желание любить, беречь и охранять природу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий