Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

суббота, 1 декабря 2018 г.

Изобразительная деятельность в экологическом образовании дошкольников

“Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
В. А. Сухомлинский
 
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т. д.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.) Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.
Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а, следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.
Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.
Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества” представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
Содержание, формы и методы работы
Используя объекты и явления природы, развивать у детей восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.
Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц при движении и разных позах.
При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности).
В процессе наблюдений в природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (разумеется, если это не опасно), установление их качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); кинестезические при обведении предмета рукой по контуру основной формы, частей; обонятельные с целью установления запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. п.
Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.
На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев, обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста).
Складывание из листьев разнообразных предметных, сюжетных и декоративных композиций, составление букетов. Рисование (лепка, вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших и подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья, семена), “Домино” и др.
Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.
В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово.
Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения.
Сбор природного материала для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций.
Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др.
Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня.
Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.).
Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.
Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).
Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира.
Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.
Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи.
Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников.
Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе.
Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм.
Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезвание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций
(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о животных.
Подобрать стихотворения о природе.
Подобрать музыку на тему природы.
Воспитателем подобрать материал и
сделать краткие сообщения о русских художниках-пейзажистах.
Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала.
На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения.
Требования к наблюдению:
Восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.
4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж (фр. paysage от pays - местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно - активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий