Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

пятница, 28 октября 2022 г.

Конспект интегрированного занятия по рисованию и музыке "Как в волшебном Городце!

 

 Тип занятия: Ознакомление с народным искусством.
Вид деятельности: Декоративное рисование.
Цели:
•    Знакомство с народным промыслом Городца.
•    Создание образа городецкого узора на разделочной доске.
•    Знакомство с русских фольклором и традициями.


Задачи:
•    Образовательная:
o    продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями;
o    учить выделять основные элементы узора;
o    упражнять в рисовании Городецких цветов (купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны), коней и птиц,в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
o    закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;
o    учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.
•    Развивающая:
o    развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции,художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме;
o    развитие интереса к народным традициям и обычаям.
•    Воспитательные:
o    средствами музыки, изобразительного искусства, фольклора создание веселой атмосферы в коллективе;
o    воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие;
o    воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.
Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики,  кони, птицы), тонирование деревянных досок акриловыми красками.
Методические приемы: Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, сюрпризный момент.
Литература:  Г.В.Швайко. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Подготовительная группа; Т. Г. Казакова. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).
Музыка: русские народные песни.
Материалы и оборудование:
•    для педагога: наглядно-демонстрационные пособия, изделия с городецкой росписью.
•    для  музыкального работника: баян, платок, музыкальные ударные шумовые инструменты.
•    для детей: доска разделочная, тонированная  цветом охра, гуашь, тонкие кисти, палитра, тряпочки, подставки под кисти.
План:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Эвристическая беседа – 5 мин.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 17 мин.
4. Физминутка (народная игра) – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.
б) самоанализ – 2 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
П.: Здравствуйте, дети! В нашем зале – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
2. Эвристическая  беседа
– Посмотрите, какой красивый костюм у меня.
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
– Хотите,   мы с вами отправимся в эту русскую деревеньку? Мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
А вот мы и приехали…..
Подходят к «Русской избе»
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Б.: Здравствуйте, ребятишки! Рада опять видеть вас. Я уже и соскучиться успела. Давно ко мне не захаживали. Проходите в избу, дорогие! Вы наверно любите загадки отгадывать? Тогда отгадайте загадку:
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец).
П.: На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись.Каждую неделю, по субботам, сюда в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои  дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками.
Птица и конь – главные герои Городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
Какие сказки вам вспомнились? («Сивка-Бурка, «Жар-птица», «Аленький цветочек» и др.)
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купала расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы.
Посмотрите на городецкие изделия, вспомни¬те, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера. Бабушка Пелагея, очень красиво у тебя в гор¬нице. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия.
Б.: Это я изделия делаю для ярмарки. Ярмарка ско¬ро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водит¬ся – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
П.: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в  городецких мастеров, берите доски и садитесь за столы.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа
П.: Дети, посмотрите, сколько у нас много красок, а голубого и розового цвета нет. А вы знаете, как можно получить голубой и разовый цвета?
Посмотрите на красивые городецкие узоры, а теперь попробуйте сами создать свой неповторимый образ  на разделочной доске.
Дети работают. Педагог смотрит, помогает, если надо, напоминает о правильной осанке. Фоном играет лирическая народная музыка.
4. Физминутка: (Народная игра «Пошла Коза по лесу»)
П.: Молодцы! А ведь в деревне не  только работали, но еще любили отдыхать! Песни пели и играли. Давайте с вами поиграем в народную игру «Шла коза по лесу». Становитесь все в круг.
Пошла Коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе Принцессу, принцессу, принцессу
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем  или и песенку кончаем…
5. Итог занятия
Педагог раскладывает доски на стол перед бабушкой. Дети и Бабушка Пелагея любуются.
Выставка и анализ детских работ, самооценка
П.: Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая  доска получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая сказочной? Молодцы! Дети,  вы справились с заданием? А что нового вы сегодня узнали? Можем ли мы себя, за что то, похвалить? Бабушка Пелагея, понравились тебе наши доски?
Б.: Ой спасибо, ой помогли, ну молодцы! Все доски на славу удались!
П.: Вы сегодня все отлично поработали. Ваши доски получились очень нарядными и красивыми. Понравилось ли  вам в гостях? Спасибо тебе Бабушка Пелагея, за гостеприимство нам пора возвращаться.
Б.: А я вас так просто не отпущу! Я бы хотела, чтобы спели со мной и сплясали. Вот возьмите инструменты.
Бабушка играет на баяне и поет песенку «Коробейники», «Во кузнице», педагог и дети танцуют, подпевают, играют на шумовых ударных музыкальных инструментах.
Б.: Ой спасибо, развеселили меня и помогли. Но просто так из гостей в деревне никто не уходит.
Д.: Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались. (Дарят доски гостям)
П.: Благодарим вас за участие!
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
Вот вам бублики  к чаю, угощайтесь.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий