Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

суббота, 19 ноября 2022 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в мини-музей кукол»

 Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы.
Задачи:
Познакомить детей с историей России на примере народной куклы.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным куклам.
Воспитывать интерес и бережное отношение к куклам.
Материал: куклы из дерева, соломы, ткани, ниток.


Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки? »; знакомство с дымковской игрушкой, матрешкой; рассматривание предметов народного быта; изготовление куклы «пеленашки»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и песен.
Ход занятия: Дети входят в оформленный зал.
В: Ребята вы любите играть в игрушки? Из каких материалов сделаны ваши игрушки?
Ответы детей: пластмассы, резины, дерева.
В: А вот в старину ребятишки могли только мечтать о таких чудесных игрушках как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители. И вот сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена? Тогда начинаем нашу экскурсию.
В: Скажите, пожалуйста, для чего нужна в своем доме печка?
Ответы детей:готовить пищу, грется.
В: Скажите, а детям можно самим разжигать печку?
Ответы детей:нет.
В: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Правильно. Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом?
Ответы детей:да.
Воспитатель показывает полено одетое как кукла.
В: Давным - давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки им делали сами родители из различного материала. И даже простое полено превращалось в куклу Катю. С такими куклами играли в давние времена. В такие куклы играли деревенские дети. Родители не могли им купить дорогих игрушек, поэтому делали кукол сами. Посмотрите, из каких еще материалов сделаны куклы. Из чего сделана эта кукла? (воспитатель показывает куклу из соломы)
Ответы детей: из соломы.
В: Правильно. Эта кукла сделана из соломы. Солому сначала собирали, затем варили, чтобы она была мягкая и блестящая. Затем ее скручивали, перевязывали ленточками и украшали. А сейчас соломенные куклы служат для украшения дома, их дарят в качестве сувениров.
А вы знаете куклы в старину и по хозяйству помогали. Во многих домах была вот такая кукла. Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть. Как вы думаете, что у этой куклы внутри?
Ответы детей.
В: Эту куклу называли «Каша» или «Крупеничка» «Зерновушка». Туловище этой куклы шилось в форме мешочка, в который засыпалась крупа, потом пришивались руки и мастерился сарафан. Эта кукла была размером с горшок, в котором варили кашу. Крупы в горшок насыпали в пояс кукле, воды наливали по шею, а когда каша была готова, то в горшке ее было в полный рост куклы. Вот какая помощница была кукла «Каша».
Какие предметы вы здесь еще видите.
Дети: На печке и на скамейке стоит посуда.
В: Из чего сделана эта посуда?
Дети: Из глины.
В: Из глины делали и игрушки. Вот посмотрите каких кукол делали из глины. Чтобы игрушки были ярче и веселее их разрисовывали красками. Вот с этой куклой мы уже знакомились. Сейчас мы послушаем стихи про эти игрушки.
Дети читают стихи:
«Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» - назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимою длинны –
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, точечки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
В: Дымковские игрушки и сейчас славятся своей красотой далеко за пределами России. А сейчас вспомните, как называют мастера, который делает из глины посуду? Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Горшки и гончары».
Проводиться игра «Горшки и гончары».


В: Хорошо поиграли и теперь продолжаем нашу экскурсию по музею. Посмотрите сколько много кукол стоит на полочке. Из чего они сделаны?
Ответы детей.
В: Куклы сделанные из лоскутков и ткани называются тряпичными. Их делали родители для своих детей. Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка и дедушка. А детей в русских семьях всегда было много. Как же радовались каждому родившемуся малышу. Появление ребенка в семье всегда удивительная светлая радость. Даже первое купание проходило по- особому. В ушат с водой клали уголек из печки, зернышки и монетку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен.
В колыбельку родители клали куколок сделанных своими руками из кусочков ткани. Куклы были разные: «пеленашка», «скрутка», «колокольчик», «кувадка», «малыщок - голышок». При изготовлении этих кукол нельзя было использовать ножницы и иголку. Кукла должна была сохранять тепло и ласку родных рук.
Все эти куклы были безликие. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами как для детей так и для всего дома. Люди верили, что кукла – оберег отпугивает злых духов, недобрых людей, от болезней. К этим куклам относились очень бережно, дети очень любили с ними играть. Кукол в домах было очень много. У каждой из них было свое значение.
Народная кукла Пеленашка, её клали во время купания в ушат с водой.
Куклы Кувадки подвешивались на колыбелью новорожденного (обязательно в нечетном количестве, отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, служили игрушкой для подросшего малыша.
Пожалуй, кукла на счастье – это одна из самых известных и любимых народных куколок. Маленькая, умещающаяся в ладошке ребенка, она никого не оставляет равнодушным. У куколки длинная толстая коса (как символ здоровья и долгой жизни, которая служит ей опорой. Кукла на счастье – игровая кукла, поэтому при изготовлении используется иголка для создания прически, а также можно и ножки пришить к туловищу для прочности, особенно если с куклой будут играть дети.
Куколка на дорогу, Подорожница, оберег для путников. Делались они маленькими, чем меньше – тем лучше, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага (чтоб напоминала о доме и помогала вернуться целым и невредимым) или маленький сухарик (чтоб не голодать в пути) .
Кукла Отдарок-на-подарок. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Неразлучники – довольно популярная кукла, которую принято дарить на свадьбу молодоженам.
Впрочем, можно и не совсем молодоженам, многим же хочется прожить вот так, рука об руку. А посередке между ними добавляли куколок-деток.
Куколка Покосница. Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок — Покосниц. У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов. Соответственно, куколка сочетает в себе игровую и обережную функции.
Кубышка- травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственой травой.Куколку необходимо помять в руках,пошевелить,и по комнате разнесется травяной дух,который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять.Кубышка-Травница следила за тем,чтобы болезнь не проникла в дом.Её подвешивали в доме над колыбелью ребенка.Куклу давали играть детям.Еще её ставили около кроватки больному.

В:А вот коллекционные куколки из фарфора в национальных костюмах. Как вы думаете для чего предназначены эти куклы?
Ответы детей.
В: Проходили годы и в городах появлялись заводы и фабрики по производству кукол. Кукол начали делать из разного материала. Вот здесь стоят современные куклы. Из каких материалов они сделаны?
Ответы детей.
В: Все куклы красивые. Одна краше другой. Наша экскурсия подошла к концу. Какая кукла вам больше всего запомнилась?
Ответы детей
В: Чтобы нам запомнилось это занятие давайте споем для наших кукол.
В: Наше занятие закончено, но со многими куклами мы не будем расставаться. Они будут жить у нас в группе в мини музее кукол. И мы сможем еще ближе с ними познакомиться.


Комментариев нет:

Отправить комментарий