Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .
Проблема воспитания у порастающего
поколения- любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и
практиков. И, как следствие- падение духовной нравственности, отсутствие у
подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям,
сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и
жестокости.
С введением в действие закона РФ об
образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного
возраста с национальным и региональным культурным наследием, изучения
истории страны, края.
« Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»
Д.С. Лихаёв
И можно точно сказать, что дошкольникам ,
особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это- начало патриотизма,
которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного
воспитания.
Патриотическое воспитание – основа
формирования будущего гражданина.
Очень важно привлечь внимание детей,
вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть
определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия
на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие
его мировоззрение.
Одним из таких методов является метод
проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма,
креативности, соразвития ,открытости. Основная задача педагогов – пробудить
любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому
саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники нашего детского сада
с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала
творческой группой была разработана система и последовательность
работы, разработаны блоки: семьяà детский сад à родной город àстранаà культура и традиции.
Воспитание любви к Родине у ребенка
начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому
первый проект, который был разработан мною – «Дружная семья». Цель проекта –
воспитание уважения к близким людям. Наш детский сад находится в зоне «
повышенного риска». Основной контингент – дети из малообеспеченных и
неблагополучных семей ( отсутствие одного из родителя). В таких семьях нередко
возникают конфликты - родители не хотят понимать детей, дети не могут
поладить с родителями. В результате возникаю т конфликты, отчужденность, в
некоторых семьях наоборот – излишняя опека со стороны взрослых. Поэтому и
возникла необходимость – сблизить членов семьи, постараться свести
конфликтные ситуации к минимуму.
В ходе реализации проекта было создано
детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу,
совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей,
их желания, права.
Проект «Дружная семья» актуален во всех
возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются
разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная
работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии
по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом –
оформление фотовыставки « Вместе дружная семья». Родители с
удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с
интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение . Они гордились
тем, что выставку оформили их родители.
В старшей, подготовительной группе
перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с
родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое
дерево , дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.
Работа по реализации проекта дала положительные результаты.
Родители , старшее поколение стали активнее принимать участие в жизни
детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.
Любовь
к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением видеть
красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая
тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее
красоту.
В ходе работы над проектом, дети собирали
сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети по
крупицам исследовали каждый объект ( о том какую пользу, а может и вред
оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений.
Продукт работы – красочно оформленный гербарий.
Любой край, область, даже небольшая
деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И
здесь важно показать ребенку , что и наш город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос
показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они
родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет
чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих
проблем был разработан проект « С чего начинается Родина», который велся по
следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город,
памятники и достопримечательности города.
Знакомство с историей возникновения
города происходило через посещение Краеведческого музея, через чтение
специальной литературы исторического характера, через организацию
исследовательской деятельности. Формирование чувства гордости за свой
город неразрывно связан с приобщением к творчеству всемирно известных людей.
Совместная
работа сплотила детей, родителей и педагогов. Участие в проектной деятельности
дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность ,
способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к
результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в
активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию.
Проектирование раскрывает большие перспективы перед педагогом.
Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность
видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы
разработка новых проектов -«Детский сад-мой дом второй»,»Я живу в
России»,»Культура народов Поволжья»
Список литературы
1. Закон РФ "Об образовании"
2. "Концепция патриотического воспитания
граждан Российской Федерации" М.2005г.
3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. "Проектная
деятельность дошкольников" Мозаика-Синтез М.2008
4. Евокимова Е.С. "Технология проектирования в ДОУ"., М. 2006г.
5. Ковалёва Г.А. "Воспитание маленького гражданина" М.2004г.