Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

пятница, 24 ноября 2023 г.

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

 

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .

Проблема воспитания у порастающего поколения- любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие- падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство  детей дошкольного возраста  с национальным и региональным культурным наследием, изучения истории страны, края.

                     « Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу.  И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»

 Д.С. Лихаёв   

               

И можно точно сказать, что дошкольникам , особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это- начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им  знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития ,открытости. Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники  нашего детского сада с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала  творческой группой  была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки: семьяà детский сад à родной город àстранаà культура и традиции.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Дружная семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Наш  детский сад находится в зоне « повышенного риска». Основной  контингент – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей ( отсутствие одного из родителя). В таких семьях нередко возникают конфликты  - родители не хотят понимать детей, дети не могут поладить с родителями. В результате возникаю т конфликты, отчужденность, в некоторых семьях наоборот – излишняя опека со стороны взрослых. Поэтому  и возникла необходимость – сблизить членов семьи, постараться  свести конфликтные ситуации к минимуму.

В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желания, права.

Проект «Дружная семья» актуален во всех  возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом –  оформление фотовыставки « Вместе дружная семья». Родители  с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение . Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

 В старшей, подготовительной группе  перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево , дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.  Работа по  реализации проекта дала положительные результаты. Родители , старшее поколение стали активнее принимать участие  в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

          Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением   видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.

В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети  по крупицам исследовали каждый объект ( о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.

Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку , что и наш город  славен своей  историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект « С чего начинается Родина», который велся по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.

Знакомство с историей  возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея, через чтение специальной литературы исторического характера, через организацию исследовательской деятельности.  Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связан с приобщением к творчеству всемирно известных людей.

       Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать  у дошкольников внутреннюю активность , способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает  большие перспективы перед педагогом.  Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы разработка новых проектов -«Детский сад-мой дом второй»,»Я живу в России»,»Культура народов Поволжья»

Список литературы

1. Закон РФ "Об образовании"

2. "Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации" М.2005г.

3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. "Проектная деятельность дошкольников" Мозаика-Синтез М.2008

4. Евокимова Е.С. "Технология проектирования в ДОУ"., М. 2006г.

5. Ковалёва Г.А. "Воспитание маленького гражданина" М.2004г.