Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине - самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще
сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий.
Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев,
выражающаяся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях, эмоционально
волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Нравственная деградация общества,
утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления,
выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в
ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о нравственном
кризисе и утрате духовного здоровья личности.
Материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети стали меньше
читать, посещать театры, кино. В
этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к
чтению, театрам, балету,
хорошему кино.
Приобщение дошкольников
к ценностям нравственно-патриотической
культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться
посредством театральной деятельности, а
также при совместной театрализованной деятельности дошкольников и родителей в
рамках семьи.
Актуальность
Нравственно-
патриотическое воспитание направлено на содействие формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Патриотическое
направление воспитания базируется на идее патриотизма, как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных традиций… ФОП .
П 29.2.2.1
Следовательно, ФОП дает
возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой
нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Детское
творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской
психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А.
Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
«Волшебный
край!» , так называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Чувства великого
поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом
искусства. Но чем же заслужил театр такую любовь к себе?
«А
тем, что при каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство
возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания,
соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую,
волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого (Белинский В.Г.,
Каменская М.Ф., Бруни Т.Г.).
«… А исполнение роли ребёнком становится
средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только
знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и
присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям,
проявлению честности, настойчивости и прочее…»
Р. С. Буре
Так
говорил о значении театрализации: выдающийся педагог Р. С. Буре
На
мой взгляд, содержанием нравственно- патриотического воспитания является тот духовный и
нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в
процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности,
находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее
эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю
нравственно-патриотическое воспитание детей посредством театрализованной
деятельности.
Театр
является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер
искусства. Он способствует нравственно-патриотическому и творческому развитию
ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.
Играя
роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать
поступки своего персонажа.
В
дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской
деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир.
Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в
нравственно- патриотическом воспитании
является театрализованная деятельность.
Театрализованная
деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности
распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации,
умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные
способы содействия.
Такая
деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря
тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного
возраста всегда имеет нравственную направленность. (дружба, доброта, честность,
смелость и др.) Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и
сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру
и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Нужно
стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с
огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название
которому – театр.
Посредством
театрализованной деятельности воспитатель решает задачи нравственно-
патриотического воспитания, создает
условия для приобщения дошкольников к ценностям нравственно-
патриотической культуры.
Можно выделить в работе следующие задачи, это :
Общие задачи театрализованной
деятельности
1.Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой
деятельности.
2.Совершенствовать исполнительские
умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровые,
песенные и танцевальные импровизации.
3. Закреплять
представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и
называть.
4. Побуждать детей
импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории
собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и
кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для
создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной
интонацией.
5. Развивать память, мышление,
воображение, внимание детей.
Задачи нравственно-
патриотической направленности
1. Формировать
умения правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия
персонажей кукольных и драматических спектаклей.
2. Способствовать
развитию способности к состраданию и сопереживанию,
3. Активизировать
мышление и познавательный интерес, раскрепостить творческие возможности через театрализованную
деятельность детей;
4. Продолжать
воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к
взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться
успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на
помощь в трудную минуту.
Целевые ориентиры работы
по теме « Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственно-
патриотических качеств у дошкольников»
В результате реализации данной темы
у детей сформируется более высокий уровень
осмысления патриотических и
нравственных ценностей, повысится
нравственная культура воспитанников ,у дошкольников будут ярче сформированы
нравственные качества. Сформируется уверенность в своих силах, творческих
способностей, коммуникативных навыков, уважительное отношение друг к другу.
Дети будут
проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;
Дети научатся
разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя
выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
Дети будут
понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с
другими персонажами;
Дети смогут
выступать перед сверстниками, детьми других групп, родителями;
У детей
произойдет развитие личностных качеств (дружеские партнёрские взаимоотношения,
коммуникативные навыки).
Дети осмыслят
духовные, нравственные и патриотические ценности жизни
Проявляют
интерес к истории Родины и обладают определенной базой знаний.
Дети
научатся использовать полученные знания
в театрализованных играх.
Целевые ориентиры для воспитателей в работе с родителями
- Родители создадут в семье
благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей
приобретенного в детском саду;
- Родители будут совместно
заниматься с детьми дома
- Родители увидят в
ребенке в ребенке личность,
уверенную в себе и способную выступать перед публикой
- Родители будут уважать его мнение,
обсуждать с ним предстоящую работу;
- Родители станут
интересоваться жизнь группы и
детского сада, проявят желание участвовать в ней.
Методы работы в подготовке театрализованной деятельности
-Словесный метод: высказывания,
указания, беседы, чтение произведений устного народного творчества,
художественной литературы.
-Наглядно – слуховой метод: высоких и низких звуков с помощью
музыкальных инструментов и технических средств обучения.
-Наглядно – зрительный. Этюды, игры в концерт, цирк, показ сценок из
спектаклей. Участие в кукольных постановках. Показ театрализованных постановок,
мультимедийных презентаций, иллюстраций, фотографий).
-Метод пластического интонирования: передача позы, жестов, мимики,
голоса, движения героев.
- Игровые;
-творческие.
Методические приемы
· Чтение сказки с
акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их
необходимо познакомить.
· Анализ сказки на основе
наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными
чертами характера.
· Выполнение детьми заданий по
передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере
отдельных реплик.·
Выполнение обстановки и
ситуаций, в которых развиваются события.
· Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний
на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего
расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
• Проигрывание отрывков сказок, передающие различные
черты характера героев сказки.
Формирование
нравственно-патриотических представлений посредством театрализованной
деятельности является содержательной основой для
осуществления
разнообразной
детской деятельности во всех образовательных
областях.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид
творческой деятельности. Она
близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение
стихийно, потому, что связана с игрой. Игры-драматизации стимулируют развитие
творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость,
вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства,
знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой,
любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
Работа по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через
театрализованную деятельность строится следующим образом:
Младший дошкольный возраст:
Приобщение
малышей к устному народному творчеству через песенки, потешки,
прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о самом себе,
·
чтение народных сказок, драматизация,
театрализованные представления, настольный театр.
Средний
дошкольный возраст: Работу по формированию
нравственно-патриотических качеств в этой возрастной группе строится на ознакомлении с историей и
культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых
людей.
·
Организация мини музеев, уголок русской
избы, уголки ряженья, мастеровой уголок,
·
народные игры, сказки, потешки,
хороводы, прибаутки, присказки,
заклички, поговорки,
·
разыгрывание небольших представлений для детей
младшего возраста.
·
Знакомство с народной игрушкой,
народными музыкальными инструментами. В дальнейшем использования в
театрализованных постановках, в беседах о театре.
Это позволяет
видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические,
художественно-эстетические.
Старший
дошкольный возраст:
·
Чтение сказок, былин,
·
совместно с музыкальным руководителем
знакомство с обширным музыкальным материалом, осваивать фольклорные традиции,
развивать интерес к театрализованным постановкам, играм на основе фольклора,
сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в игровые действия.
·
Одна из форм работы – проведение
совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, изготовления атрибутов
.
Очень важный момент, на который стоит обратить
внимание, это выбор репертуара для театральной постановки. Лучше всего для
детей подходят русские народные сказки. В русской народной сказке заключается
мудрое и ясное понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко
всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в
сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего
народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и
стойкость, чтобы прожить будущую жизнь. Материал для постановок подбирается с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Связь патриотизма и нравственности с
театрализванными постановками
«Мы-матрешки.» Театрализованный досуг, которое
приобщает детей к национально- культурным традициям посредством углубления и
расширения знаний о матрешке – традиционном символе России, символе русского
народного искусства, содействует патриотическому воспитанию через демонстрацию и исполнения русских народных танцев,
хороводов, русских народных игр, игр на музыкальных инструментах, а также
прочтение потешек, закличек и прибауток.
В драматизации сказки «Репка» формируются
представления детей о семье как о неотъемлемой части жизни будь то человек, или
животное, в которой о вас заботятся и любят. Смысл сказки- вместе- лучше. В
сказке заложена мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего
результата и успеха. В этом заключается еще один смысл - на благо семьи с
удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.
«Теремок» – это сказка о дружбе и о взаимопомощи.
Игра-драматизация
«Телефон» познакомила нас с жанром юмористического рассказа, обогатила
словарный запас, лексику детей, воспитывать чувства товарищества, дружбы, чувство
сострадания и взаимовыручки.
С.Маршак «Багаж» Огромную воспитательную ценность
имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие
ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака. Его стихи выразительны и
музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся
песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и
маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в
клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка.
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Сказка
«По щучьему веленью» содержит в себе глубокие философские мысли. Считается, что
смысл сказки «По щучьему веленью» заключается в констатации русской лени. Он
обладал мудрой ленью. Он не делал того, чего делать не следует. Когда ему
говорят «сходи за водой», он говорит ему неохота. Значит надо работать
только с охотой, с радостью и любовью, чтобы труд был в радость. Ради блага он
трудиться не хотел.
Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу
раскрыть детям такие морально- нравственные истины, как:
•
добро побеждает зло ( « Золушка»)
•
уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших
( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Гуси-Лебеди»).
•
учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания
( « Царевна- лягушка»)
•
помогают понять хитрость и обман (« Лиса и Журавль»)
•
высмеивают жадность и зло (« Сказка о золотой рыбке»)
•
вызывают интерес к жизни русских героев.(« Илья Муромец», «Про Добрыню
Никитича и Змея Горыныча», « Алёша Попович и Тугарин Змей»
При
подготовке постановок в театре мы
используем разные виды деятельности с детьми в том числе чтения, беседы и
т.д и мы считаем важным использования
разного наглядного материала в виде карточек, иллюстраций, фотографий.
Используем разный дидактический, наглядный материал
·
Игра «Узнай
сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам)- Закрепить знания текстов сказок.
Развивать память.
·
Презентация
«Знакомство с театром»
·
Д/И «Кто
работает в театре»;
·
Беседа: «Правила
поведения в театре»
·
С/р игра «У нас
в гостях- артисты».
·
Пальчиковые игры
·
Подбор музыки
для передачи хорошего, грустного и
других настроений.
·
Отработка дикции
с помощью чистоговорок, скороговорок.
·
Упражнения на
развитие дыхания «Дышим правильно!», «Ветерок», «Метелица»
·
Исполнение
контрастных ролей- старого кота и маленького котёнка; злого пса и беззащитного
щенка и т.д.
При
взаимодействии с родителями мы работаем по трем направлениям
3 направления работы с
родителями:
• повышение компетентности родителей в
вопросах нравственно-патриотического воспитания детей посредством театрализации;
• привлечение семьи к участию в
воспитательном процессе учреждения на основе педагогики сотрудничества.
• привлечение семей к изготовлению
разных видов театра.
Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.
Театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся
формирования разносторонне развитой личности.
Важным условием нравственно- патриотического воспитания является организация в детском саду, в семье условий для систематической и целенаправленной работы по театрализованной деятельности вовлечение семьи в образовательный процесс. Все это способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению патриотических и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так педагогов и родителей; укреплению сотрудничества МБОУ с семьей, дает необходимые желаемые результаты- воспитание будущего созидателя, приумножающего добро вокруг себя, приобретающего твердые нравственные убеждения, служащих благородному делу и своему Отечеству.