Человек и природа…
Проблема взаимосвязи человека и природы не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – всего лишь часть природы.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические , но и нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, поэтому необходимо развивать у детей элементарные, но вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях; учить понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Также необходимо формировать у детей первоначальные представления о том, что в природе ничего не исчезает – «волшебные представления», «путешествие капелек» (круговорот воды) и т.д. Необходимо знакомить детей с элементами социальной и прикладной экологии, экологической безопасности. Ведь от соблюдения некоторых правил зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Правилам экологической безопасности следует обучать не только детей, но и их родителей (родители, гуляющие с ребенком вдоль проезжей части дорог и рядом с автостоянками, дети, купающиеся в реках не в далеке от труб с заводскими стоками ).
Мы говорим с детьми о правилах поведения в природе, но крайне редко - о соблюдении определенных норм в быту. А ведь это очень важно. Многие страны начали экологическое воспитание граждан с простых советов о том, как нужно вести себя дома, в магазине ,на работе (утепление окон – теплоизоляция, упаковочные материалы на улицах города, свалка – неумение их перерабатывать). Экономию энергии(не забывать выключать свет) и воды (закрутить вовремя кран) называют домашней экологией. Причем обучать надо таким образом, чтобы дети не просто запоминали правила, а формулировали их сами или вместе с воспитателем на основе пройденного материала. Чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осмыслить их значение. Вся эта работа направлена на формирование активной жизненной позиции и помогает убедить в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую или в худшую сторону свое окружение.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
2. Формирование системы экологических знаний и представлений через наблюдение, экспериментирование (интеллектуальное развитие).
3. Развитие эстетических чувств, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею через художественное слово, изобразительную деятельность, конструктивную деятельность и музыку.
4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за животными и растениями, по охране и защите природы.
Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Итак, экологическое воспитание следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства.
Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понимал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех на с ДОМ, безнравственны.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит формирование всех самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
• Циклы наблюдений за растениями и животными
• Занятия (простые и комплексные)
• Целевые прогулки и экскурсии
• Проведение опытов и экспериментов
• Ведение календарей
• Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые)
• Беседы
• Изобразительные средства
• Киносеансы
• Прослушивание аудиозаписей
• Рассматривание картин
• Работа в уголке природы
• Акции добрых дел
• Экологические недели
• Конкурсы, КВН
• Театрализованная деятельность
• Диагностика развития детей
• Сбор коллекций
Как писал А.В. Луначарский «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходиться уже гнуть и взрослого ломать». И чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.
Проблема взаимосвязи человека и природы не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – всего лишь часть природы.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические , но и нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, поэтому необходимо развивать у детей элементарные, но вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях; учить понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Также необходимо формировать у детей первоначальные представления о том, что в природе ничего не исчезает – «волшебные представления», «путешествие капелек» (круговорот воды) и т.д. Необходимо знакомить детей с элементами социальной и прикладной экологии, экологической безопасности. Ведь от соблюдения некоторых правил зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка. Правилам экологической безопасности следует обучать не только детей, но и их родителей (родители, гуляющие с ребенком вдоль проезжей части дорог и рядом с автостоянками, дети, купающиеся в реках не в далеке от труб с заводскими стоками ).
Мы говорим с детьми о правилах поведения в природе, но крайне редко - о соблюдении определенных норм в быту. А ведь это очень важно. Многие страны начали экологическое воспитание граждан с простых советов о том, как нужно вести себя дома, в магазине ,на работе (утепление окон – теплоизоляция, упаковочные материалы на улицах города, свалка – неумение их перерабатывать). Экономию энергии(не забывать выключать свет) и воды (закрутить вовремя кран) называют домашней экологией. Причем обучать надо таким образом, чтобы дети не просто запоминали правила, а формулировали их сами или вместе с воспитателем на основе пройденного материала. Чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осмыслить их значение. Вся эта работа направлена на формирование активной жизненной позиции и помогает убедить в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую или в худшую сторону свое окружение.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
2. Формирование системы экологических знаний и представлений через наблюдение, экспериментирование (интеллектуальное развитие).
3. Развитие эстетических чувств, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею через художественное слово, изобразительную деятельность, конструктивную деятельность и музыку.
4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за животными и растениями, по охране и защите природы.
Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Итак, экологическое воспитание следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства.
Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понимал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех на с ДОМ, безнравственны.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит формирование всех самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
• Циклы наблюдений за растениями и животными
• Занятия (простые и комплексные)
• Целевые прогулки и экскурсии
• Проведение опытов и экспериментов
• Ведение календарей
• Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые)
• Беседы
• Изобразительные средства
• Киносеансы
• Прослушивание аудиозаписей
• Рассматривание картин
• Работа в уголке природы
• Акции добрых дел
• Экологические недели
• Конкурсы, КВН
• Театрализованная деятельность
• Диагностика развития детей
• Сбор коллекций
Как писал А.В. Луначарский «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходиться уже гнуть и взрослого ломать». И чтобы разумно влиять на ребенка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей детского организма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий