Осень
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...»
А.С.Пушкин
Сентябрь
На смену теплому, веселому лету приходит осень. Первый осенний месяц- сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки, небо сверкает синевой, воздух чист и прозрачен. Такие дни называют «бабьим летом».
В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры.
В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
После первых заморозков замирает жизнь насекомых.
В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлету журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».Звери готовятся встретить суровую зиму. Строят норы, делают запасы, меняют летние шубки на зимние - линяют.
С полей и огородов убирают урожай овощей, а в садах - фруктов.
Падают листья
Падают,падают листья
- В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
Осенью
Осень наступила, Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
А.Плещеев
В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами»
Дождик, дождик, Подожди!
Дай дойти до дому Дедушке седому!
Погуляйте со своим ребенком по осеннему лесу.
Сентябрь
Обратите внимание, что деревья долго были зелеными, а теперь вспыхнули яркими красками:
Оранжевыми, желтыми, багряными. Соберите вместе с ребенком разноцветный букет из осенних листьев. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его
Эмоциональное отношение к явлениям природы.
Прочитайте небольшое стихотворение, пропойте песенку о том, что видит малыш в данный момент. Загадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».
Что надо знать ребенку об осени:
Солнце светит, но греет слабо.
Погода дождливая, ветреная, солнечная.
Идут холодные дожди, на дорогах лужи.
Листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют, падают на землю.
На полях, в садах и огородах собрали урожай.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; воробьи, голуби, вороны, сороки остаются, они не боятся холода.
Знать и называть овощи и фрукты
Октябрь
Середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, а лужи затягиваются корочкой льда. Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, а то и первые снежинки запорхают.
Звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Улетают в теплые края последние перелетные птицы.
Люди в октябре собирают последние плоды с огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «сентябрь яблоками пропах, а октябрь - капустой.
Ноябрь
Последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь - «чернотропом». Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный
шатер.
Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.
Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью»:
«Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму».
Весенние прогулки с детьми-
«Я не только погуляю, с мамой я понаблюдаю»
Весна
Особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени. Обращайте внимание ребенка на весенние приметы в природе, спрашивайте о том, что он видит сейчас, что было раньше. Пусть сравнит и, подумав, скажет, что изменилось. Почему, например, сосульки висят с этой стороны крыши? Почему днем они падают? С какой стороны образуется больше сосулек? Наблюдательный ребенок ответит, что тут больше светит солнце, а поэтому теплее и сосульки тают.
Обратите внимание на снег. Он стал совсем другой: тёмный, ноздреватый. Объясните, что от солнечного тепла снежинки тают одна за другой и превращаются в воду, поэтому и получаются в снегу углубления. С таким снегом уже играть нельзя!
Очень красивы облака на нежно - голубом небе, каким оно становится ранней весной. На прогулке посмотрите на кружевную сеть веток березы, тополя на фоне прозрачной голубизны неба и полюбуйтесь с ребенком этим чудесным зрелищем. Выходя на улицу утром, ребенок видит небольшие лужицы, затянутые ледком, который можно разбить лопаткой. Хрупкие льдинки со звоном летят в разные стороны:
«На заре, на розовой Лужу подморозило...»
Днем лужицы тают, увеличиваются, и вот уже по двору несутся с журчанием ручейки, к которым устремляется детвора. Сделайте ребенку лодочку из бумаги. Хорошо сделать лодочку из дерева и вбить в середину её гвоздик. Найдите небольшой магнитик, привяжите его веревочкой к палочке и поднесите к гвоздику. Магнит будет притягивать лодку. Дети очень любят это развлечение и могут долго «удить» магнитиком. Если дует ветер, приделайте к лодочке парус, который усилит движение. Не лишайте детей удовольствия играть с водой! Старайтесь активизировать мышление ребенка с помощью вопросов:
Почему вода дальше не бежит? (Вода течет всегда с возвышенных мест).
Куда вода девается дальше? (Вода стекает в овраг, речку...).
Почему ночью вода застывает? (Холодно, заморозки).
Новости ждут детей и в парках. Прежде всего бросается в глаза большое количество веток около деревьев. Кто их срезал? Для чего? Ведь дети берегли каждую веточку зимой! Успокойте детей и объясните необходимость этой работы: после этого деревья будут гуще и красивее. Соберите несколько веток с разных деревьев, и принеся их домой, поставьте в вазу. Рассмотрите почки на них, предложите ребенку рассказать, какие они (клейкие, душистые, длинные...). Ребенок может потрогать почки, понюхать, вспомнить дерево, с которого срезана эта ветка.
С приближение весны дети замечают, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остается нетронутым. Не видно снегирей, свиристелей. Скажите, что они улетели к северу, т.к. они любят холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая место для гнезд. У синицы появилась новая звенящая песня. Воробьи стали тоже звонче чирикать, затевают между собой драки. Забавно видеть, как воробьи купаются в весенних лужах. Скажите, что скоро из теплых стран прилетят птицы, которые улетели от нас на время холодной зимы. Первыми появятся грачи. Покажите ребенку этих птиц с блестящим чёрным оперением. Понаблюдайте, как они выбирают из земли вредных червей, слизней. Пойдите с ребенком к грачевникам - места, где на высоких деревьях грачи вьют свои гнезда. Их гнезда большие, прочные и хорошо видны. Интересно понаблюдать за скворцами, как они, увлекшись пением, трепещут крылышками, взъерошивают перья и закрывают глаза. В песне скворца можно различить разные звуки. Когда установятся теплые дни, прилетят ласточки. Они стремительно летают, охотясь за мухами, осами и комарами.
Гуляя с ребенком после того, как стает снег, вы заметите, что с южной стороны появились остренькие иголочки молодой травы. Полюбуйтесь с ребенком первым весенним цветком. Обращайте внимание ребенка на красивые формы, цвет и слабый, но очень приятный аромат весенних цветов. Не следует рвать эти цветы, лучше выкопайте их до цветения, посадите в небольшой горшок в землю и поставьте на окно.
Не забудьте о насекомых! возьмите на прогулку баночку, пусть ваш малыш собирает в эту баночку жуков. Через стекло их хорошо видно, и вы вместе с ним можете рассмотреть, кого он поймал, какого цвета жуки. Ребенок увидит как они ползают, а некоторые летают - у них есть крылья. А приложив ухо к крышечке, можно услышать, как они жужжат. Старайтесь поддержать детскую любознательность, отвечайте на их вопросы и удовлетворяйте их любопытство!
Что должен знать ребенок о весне?
Солнце светит ярко
Тает снег, бегут ручьи
Появляются первые цветы, трава
Набухают почки, распускаются листья
Появляются насекомые
Прилетают птицы, поют песни, строят гнезда Весенние загадки для детей:
Загадайте детям загадку, а после того как он отгадает, спросите: Как ты догадался?
- Какие слова в загадке тебе подсказали отгадку?
(Это способствует развитию мышления и речи)
Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)
Поднялись врата,
Всему миру красота (радуга)
Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.(Муравьи)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его...
(Скворец)
Первый вылез из землицы На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Комментариев нет:
Отправить комментарий