Дошкольное детство- это очень важный период в жизни человека, так как именно в это время происходит процесс развития личности, что значит формирование культуры, нравственно-духовных ценностей, интеллектуальное развитие, творческих способностей.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира, является экспериментально-исследовательский деятельность. Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, заключается в том, что в процессе эксперимента помимо познавательной деятельности происходит развитие психических процессов, а также формирование умственных, практических и творческих способностей.

пятница, 11 сентября 2020 г.

Времена года

                                                                                                    
Осень
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...»

А.С.Пушкин

 

 Сентябрь


На смену теплому, веселому лету приходит осень. Первый осенний месяц- сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки, небо сверкает синевой, воздух чист и прозрачен. Такие дни называют «бабьим летом».
В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры.
В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
После первых заморозков замирает жизнь насекомых.
В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлету журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».Звери готовятся встретить суровую зиму. Строят норы, делают запасы, меняют летние шубки на зимние - линяют.
С полей и огородов убирают урожай овощей, а в садах - фруктов.

Падают листья
Падают,падают листья
- В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

                                       М. Ивенсен

Осенью
Осень наступила, Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.  

 А.Плещеев


В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами»

Дождик,дождик, Не дожди!
Дождик, дождик, Подожди!
Дай дойти до дому Дедушке седому!
Е. Благинина

Погуляйте со своим ребенком по осеннему лесу.


Сентябрь


Обратите внимание, что деревья долго были зелеными, а теперь вспыхнули яркими красками:
Оранжевыми, желтыми, багряными. Соберите вместе с ребенком разноцветный букет из осенних листьев. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его
Эмоциональное отношение к явлениям природы.
Прочитайте небольшое стихотворение, пропойте песенку о том, что видит малыш в данный момент. Загадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».
Что надо знать ребенку об осени:
Солнце светит, но греет слабо.
Погода дождливая, ветреная, солнечная.
Идут холодные дожди, на дорогах лужи.
Листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют, падают на землю.
На полях, в садах и огородах собрали урожай.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; воробьи, голуби, вороны, сороки остаются, они не боятся холода.
Знать и называть овощи и фрукты


Октябрь 

 
Середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, а лужи затягиваются корочкой льда. Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, а то и первые снежинки запорхают.
Звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Улетают в теплые края последние перелетные птицы.
Люди в октябре собирают последние плоды с огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «сентябрь яблоками пропах, а октябрь - капустой.


Ноябрь

Последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь - «чернотропом». Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный
шатер.
Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.
Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью»:


«Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму».


 

Весенние прогулки с детьми-
«Я не только погуляю, с мамой я понаблюдаю»

Весна
Особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени. Обращайте внимание ребенка на весенние приметы в природе, спрашивайте о том, что он видит сейчас, что было раньше. Пусть сравнит и, подумав, скажет, что изменилось. Почему, например, сосульки висят с этой стороны крыши? Почему днем они падают? С какой стороны образуется больше сосулек? Наблюдательный ребенок ответит, что тут больше светит солнце, а поэтому теплее и сосульки тают.
Обратите внимание на снег. Он стал совсем другой: тёмный, ноздреватый. Объясните, что от солнечного тепла снежинки тают одна за другой и превращаются в воду, поэтому и получаются в снегу углубления. С таким снегом уже играть нельзя!
Очень красивы облака на нежно - голубом небе, каким оно становится ранней весной. На прогулке посмотрите на кружевную сеть веток березы, тополя на фоне прозрачной голубизны неба и полюбуйтесь с ребенком этим чудесным зрелищем. Выходя на улицу утром, ребенок видит небольшие лужицы, затянутые ледком, который можно разбить лопаткой. Хрупкие льдинки со звоном летят в разные стороны:
«На заре, на розовой Лужу подморозило...»
Днем лужицы тают, увеличиваются, и вот уже по двору несутся с журчанием ручейки, к которым устремляется детвора. Сделайте ребенку лодочку из бумаги. Хорошо сделать лодочку из дерева и вбить в середину её гвоздик. Найдите небольшой магнитик, привяжите его веревочкой к палочке и поднесите к гвоздику. Магнит будет притягивать лодку. Дети очень любят это развлечение и могут долго «удить» магнитиком. Если дует ветер, приделайте к лодочке парус, который усилит движение. Не лишайте детей удовольствия играть с водой! Старайтесь активизировать мышление ребенка с помощью вопросов:


Почему вода дальше не бежит? (Вода течет всегда с возвышенных мест).
Куда вода девается дальше? (Вода стекает в овраг, речку...).
Почему ночью вода застывает? (Холодно, заморозки).


Новости ждут детей и в парках. Прежде всего бросается в глаза большое количество веток около деревьев. Кто их срезал? Для чего? Ведь дети берегли каждую веточку зимой! Успокойте детей и объясните необходимость этой работы: после этого деревья будут гуще и красивее. Соберите несколько веток с разных деревьев, и принеся их домой, поставьте в вазу. Рассмотрите почки на них, предложите ребенку рассказать, какие они (клейкие, душистые, длинные...). Ребенок может потрогать почки, понюхать, вспомнить дерево, с которого срезана эта ветка.
С приближение весны дети замечают, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остается нетронутым. Не видно снегирей, свиристелей. Скажите, что они улетели к северу, т.к. они любят холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая место для гнезд. У синицы появилась новая звенящая песня. Воробьи стали тоже звонче чирикать, затевают между собой драки. Забавно видеть, как воробьи купаются в весенних лужах. Скажите, что скоро из теплых стран прилетят птицы, которые улетели от нас на время холодной зимы. Первыми появятся грачи. Покажите ребенку этих птиц с блестящим чёрным оперением. Понаблюдайте, как они выбирают из земли вредных червей, слизней. Пойдите с ребенком к грачевникам - места, где на высоких деревьях грачи вьют свои гнезда. Их гнезда большие, прочные и хорошо видны. Интересно понаблюдать за скворцами, как они, увлекшись пением, трепещут крылышками, взъерошивают перья и закрывают глаза. В песне скворца можно различить разные звуки. Когда установятся теплые дни, прилетят ласточки. Они стремительно летают, охотясь за мухами, осами и комарами.
Гуляя с ребенком после того, как стает снег, вы заметите, что с южной стороны появились остренькие иголочки молодой травы. Полюбуйтесь с ребенком первым весенним цветком. Обращайте внимание ребенка на красивые формы, цвет и слабый, но очень приятный аромат весенних цветов. Не следует рвать эти цветы, лучше выкопайте их до цветения, посадите в небольшой горшок в землю и поставьте на окно.
Не забудьте о насекомых! возьмите на прогулку баночку, пусть ваш малыш собирает в эту баночку жуков. Через стекло их хорошо видно, и вы вместе с ним можете рассмотреть, кого он поймал, какого цвета жуки. Ребенок увидит как они ползают, а некоторые летают - у них есть крылья. А приложив ухо к крышечке, можно услышать, как они жужжат. Старайтесь поддержать детскую любознательность, отвечайте на их вопросы и удовлетворяйте их любопытство!
Что должен знать ребенок о весне?

Солнце светит ярко
Тает снег, бегут ручьи
Появляются первые цветы, трава
Набухают почки, распускаются листья
Появляются насекомые

Прилетают птицы, поют песни, строят гнезда Весенние загадки для детей:
Загадайте детям загадку, а после того как он отгадает, спросите: Как ты догадался?
- Какие слова в загадке тебе подсказали отгадку?
(Это способствует развитию мышления и речи)

Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)
Поднялись врата,
Всему миру красота (радуга)
Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.(Муравьи)
 Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его...
(Скворец)
Первый вылез из землицы На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)


Комментариев нет:

Отправить комментарий